Компетенции для развития гибкость готовность к изменениям. Понятие готовности к изменениям в психологической науке. Оценка перспектив изменения

Казалось бы, что может быть проще, чем провести собеседование? Задал несколько вопросов, выслушал ответы, вежливо попрощался.

Но в работе HR-менеджеров существует множество различных техник и технологий, которые зачастую не так просты, как кажутся. Например, проведение интервью по компетенциям.

Что это такое?

Собеседование по методу выявления компетенций — это один из наиболее часто применяемых видов. В различных источниках можно еще встретить название «поведенческое собеседование» или «бихевиоральное интервью». Как бы ни звучало название, цель этого метода – выявить реальные навыки и компетенции соискателя , так как указанный в резюме опыт работы не всегда соответствует действительности.

Компетенция – это умение, характеристика, способность человека эффективно выполнять свою работу.

Этот вид собеседования позволяет составить шкалу оценки проявления индикаторов компетенций кандидата на основании анализа ситуации в прошлом, то есть задаются вопросы не о гипотетических и возможных проблемах, а о реальных ситуациях, которые имели место быть в прошлой деятельности специалиста.

Последовательность вопросов дает возможность обсудить с соискателем все важные аспекты данной ситуации, поскольку они касаются ее самой по себе, задачи, которые он старался решить, предпринятые им действия и их результаты, а также выводы, которые были сделаны на основе данного опыта.

Как правило, этот метод не единственный при проведении собеседования, особенно, если человек претендует на ответственную или топовую позицию. Совместно с поведенческим проводят следующие виды интервью:

  • биографическое;
  • мотивационное;
  • кейс-интервью;
  • оценка мотивационных факторов кандидата.

Подготовка плана данного собеседования и методы его проведения вы можете узнать из следующего видео:

В каких случаях применяется?

Данный вид применяется не только при приеме на работу. Существуют и другие ситуации, в которых он оказывается незаменимым, например:

  • формирование команд для выполнения работ в рамках отдельного проекта;
  • планирование карьеры сотрудника внутри компании;
  • кадровые ротации и т. д.

Как правильно его провести?

При внедрении поведенческого интервью в собственный арсенал инструментов для проведения собеседований следует провести довольно серьезную подготовку. В первую очередь, необходимо сформировать модель компетенций, в зависимости от соответствия которой будет решаться вопрос о том, достаточно ли компетентен специалист.

Модель компетенций – набор качеств и характеристик, который принят за эталон при оценке соискателя. При этом она для каждой должности будет своя.

Для составления модели достаточно выделить 6-10 характеристик, присущих той или иной должности. Например:

  • Ответственность.
  • Командность.
  • Эффективное взаимодействие.
  • Готовность к изменениям.
  • Скорость обучения.
  • Стрессоустойчивость.
  • Лидерство.

Все качества имеют свои проявления. Например, командность проявляется в том, что человек старается выполнять свою задачу с коллегами, делится опытом и полностью включен в работу команды, ставит интересы коллектива выше личных, готов при необходимости заменить коллегу и т. д.

Эффективное взаимодействие подразумевает, что кандидат рационально аргументирует свою точку зрения, слушает, отслеживает реакцию собеседника, задает вопросы, убеждает его в процессе диалога, меняет его точку зрения, и т. п.

Набор характеристик определяется исходя из организационных и культурных особенностей компании, стиля управления руководства и т. д.

Важно отметить, что необходимые компетенции могут присутствовать у кандидатов в различной степени проявления . Например, характеристика «устная и письменная коммуникация» может проявляться от «речь неразборчива (из-за дикции, темпа, громкости)» до «обладает хорошей речью, темп, дикция и громкость приятны для восприятия». Следует определить, насколько важно данное умение для конкретной должности, потому что для оператора call-центра и для бухгалтера требования будут разными.

Следующий этап: составление перечня вопросов, которые необходимо задавать, чтобы выявить каждое качество. Следует учитывать, что интервью имеет временные рамки, а на каждый вопрос отводится от 1 до 5 минут. Это позволит правильно рассчитать их количество.

После того, как вопросы составлены и структурированы, нужно составить бланк оценки кандидата, в котором после проведения собеседования можно будет проранжировать его ответы и выявить их соответствие модели компетенций. Обычно используют пятиуровневую систему оценки:

  • НД — соискатель не продемонстрировал никаких навыков в этом умении.
  • 0 – компетенция не развита : продемонстрированы негативные проявления данной характеристики, положительных проявлений не представлено.
  • 1 – уровень «ниже среднего» : проявлены в основном негативные индикаторы компетенции, однако, присутствуют и позитивные (около 30%). Качество находится в зоне развития.
  • 2 – средний уровень : позитивные и негативные индикаторы были проявлены в одинаковой пропорции.
  • 3 – уровень «выше среднего» : наряду с позитивными проявлениями были выявлены и негативные (около 30%).
  • 4 – уровень мастерства : продемонстрировано максимальное количество позитивных поведенческих проявлений, компетенция проявляется на самом высоком уровне.

Одними из самых популярных систем оценки характеристик являются системы STAR и PARLA.

Примеры вопросов

Ниже представлены основные вопросы для определения конкретного качества.

«Ответственность»:

  • Расскажите об ответственном поручении, которое дал вам руководитель.
  • Приведите в пример ситуацию, когда вы сначала взяли на себя ответственность, но вскоре поняли, что переоценили свои силы и возможности.
  • Вспомните ситуацию, когда вам не удалось достигнуть запланированного результата.

Также, при обсуждении других ситуаций можно поинтересоваться «Почему так произошло?» и проанализировать, видит ли кандидат вину в своих действиях и поступках, стремится ли выполнить свои обязательства.

«Командность»:

  • Расскажите о ситуации, когда вам пришлось помогать коллеге в ущерб собственным интересам.
  • Опишите ситуацию, в которой возникла необходимость взаимодействия с другими подразделениями вашей организации: каким был результат, как вы нашли общий язык, были ли противоречия и т. д.
  • Вспомните случай, когда ваша цель и цель коллектива различались.

«Ориентация на развитие»:

  • Приведите пример того, как вы занимались саморазвитием.
  • Вспомните, когда вы последний раз проходили обучение. Насколько полезным оно оказалось? Как вы используете полученные знания?
  • От кого в коллективе вы получили дополнительный опыт? Как это произошло? В чем это выражалось? Какие пути собственного развития вы видите?


«Готовность к изменениям»:

  • Расскажите о периоде, когда в вашей компании происходили изменения.
  • Вспомните о случае, когда из-за большого и аврального объема работы вам пришлось перестраивать свои личные планы.
  • Приходилось ли вам выполнять не свою работу, замещать сотрудника не своего профиля?
  • Приведите пример, когда вы оказались в совершенно незнакомой для себя обстановке.

«Ориентация на результат»:

  • Расскажите о том периоде, когда работа над проектом шла неважно.
  • Расскажите о ситуации, когда вы поставили перед собой большую цель и достигли ее, невзирая на обстоятельства.
  • Насколько вы настойчивы? Приведите пример, когда вам это пригодилось.

Выше приведены примерные вопросы, они могут варьироваться в зависимости от вакантной должности, организационной культуры и структуры, пожеланий руководителя и т. д.

Анализ ответов кандидата позволит определить, насколько он походит для конкретной вакансии.

В Воронеже в рамках VI Воронежского промышленного форума состоялся круглый стол «Управленческие кадры для инновационной экономики», модератором которого выступил директор Центра подготовки управленческих кадров ВГУ, профессор Владимир Эйтингон. Организаторами мероприятия стали: ГБУ «Центр кластерного развития Воронежской области» (Департамент промышленности и транспорта Воронежской области), Центр подготовки управленческих кадров ВГУ, ГБУ ВО «Воронежский региональный ресурсный центр» (Департамент экономического развития Воронежской области). Информационным партнером в стречи выступил портал Rabota.ru . В рамках встречи обсуждали вопросы профессиональной подготовки кадров в условиях быстро изменяющейся бизнес-среды.

Окружающий нас мир каждый день претерпевает изменения. Вместе с ним должен меняться каждый из нас. Аналогичная ситуация происходит и в бизнес-среде. Сегодня управление предприятием или его подразделениями - это управление изменениями. Поэтому квалификация руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности функционирования предприятия. Старые методы уже не работают. Нужны изменения и в технологиях по работе с персоналом. По мнению Владимира Эйтингона, ключевая компетенция руководителя - это готовность к изменениям: «Современных управленцев можно разделить на три типа. Первый - это опытные успешные руководители, занимающиеся управлением не один десяток лет, но не всегда готовые к переменам. Второй - управленцы, получившие закалку в 90-х годах прошлого века, более гибкие. И, наконец, третий - молодые специалисты, которым, зачастую не хватает знаний и практических навыков. Но именно с ними и связано будущее нашей страны. Поэтому сейчас так важны системы подготовки и переподготовки кадров, причем не только государственные, но и корпоративные». В качестве примера Владимир Наумович привел успешный опыт подготовки управленческих кадров, реализованный на ОАО «Минудобрения». Более подробно о системе развития профессиональных компетенций на своем предприятии рассказал Юрий Мартынов, директор Высшей школы организаторов производства при ОАО «Минудобрения»: «На ОАО « Минудобрения » более 10 лет действует многоуровневая система развития профессиональных компетенций всех категорий работников , начиная от рабочих различный специальностей и до высшего звена управления. Особое место в этой работе занимает подготовка действующего резерва управленческих кадров. Особенностями многоуровневой подготовки являются : индивидуальный подход к слушателям ; возможность получения дополнительных консультаций по проблемам рабочего места ; высокий удельный вес тренингов , деловых игр и других активных методов освоения программы . Данный подход вытекает из стратегии предприятия , которая исходит из модернизации существующих производств и открытие новых , использования новых современных технологий , в том числе энергосберегающих , подготовки квалифицированных специалистов . Развитие профессиональных компетенций по каждому уровню работнико в определяется исходя из уровня решаемых задач : для топ - менеджеров - овладение высшим уровнем квалификации , вплоть до защиты диссертаций на получение ученой степени (например , кандидата наук ), форма обучения коучинг ; для руководителей цехов , отделов , управлений - развитие навыков формирования инновационного потенциала персонала , форма обучения семинары по 42 часовой подготовке ; ля резерва управленческих кадров - формирование навыков профессионального менеджера , высокого уровня компетентности в работе по 500 часовой программе профессиональной переподготовки ; для рабочих основных профессий , слесарей КИП и А , слесарей емонтников , электромонтёров , аппаратчиков - понимание своего места и роли в процессе производства минеральных удобрений , активное вовлечение в процессы СМК (системы менеджмента качества ). При таком подходе мы формируем не только профессиональные компетенции , но и реализуются проблемы мотивации работников , а именно : п онимание стоящих перед предприятием стратегических и текущих целей и возникающих при их достижении проблем ; формирование ощущения своей принадлежности к предприятию и увязывание с ним свои личные интересы ; принятие выдвигаемых предприятием ценностей и корпоративных интересов ; вовлечение в процессы производства и привитие чувства ответственности за экономические результаты , успех и неудачи в деятельности предприятия . Результатом данного подхода является то , что более 40 процентов всех ключевых позиций в руководстве предприятия , например , заместитель директора по транспорту , заместители главного инженера , заместитель начальника производственного отдела и отдела развития , начальники цехов и др . занимают работники , прошедшие данную подготовку . Особое внимание мы уделяем подготовке основного звена производственной деятельности - квалифицированным специалистам , мастерам и рабочим , именно ими осваиваются новые современные технологии , в том числе энергосберегающие , обеспечивается соответствие установленным требованиям международных стандартов качества . По результатам обучения все , в том числе и рабочие , готовят письменную итоговую работу . Основное требование при этом - инновационность и эффективность . Сущность данной работы заключается в том , чтобы непосредственные исполнители всех планов деятельности руководства предприятия могли со своих позиций внести предложения по целому ряду направлений стратегии предприятия . Мы используем и такую форму организации обучения как « Школа профессионального мастерства », « Школа мастера », « Высшая школа организаторов производства ». Основные рекомендации и предложения , как правило , оформляются в виде организационно - технических мероприятий или передаются в созданный на предприятии Центр технического развития . До 70 процентов предложений так или иначе внедряются в производственные процессы , а экономический эффект от этих предложений исчисляется миллионами рублей» .

Семен Харитон, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора ООО «Инвестиционная палата» (г.Воронеж) отметил, что человеческий капитал воплощен в самом человеке и является источником или будущих доходов, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе : « Человеческий капитал - это запас знаний, навыков, умений и др. Всё это есть у каждого человека и может использоваться им в производственных либо потребительских целях. В узком смысле под инвестициями в человеческий капитал понимаются затраты на образование и производственную подготовку, т.к. именно они представляют собой специализированный вид деятельности по формированию знаний, навыков и умений». Подчеркнул значимость инвестиций в человеческий капитал Павел Ковалев, в.и.о. директора ГБУ «Центр Кластерного Развития Воронежской области»: «Воронежская область является одной из самых инвестиционно привлекательных в Центральном федеральном округе. У региона прекрасное географическое расположение, богатые природные ресурсы, большой инновационный потенциал. Однако когда в нашу область заходят крупные игроки, они зачастую сталкиваются с проблемой кадрового дефицита, что, несомненно, тормозит процесс экономического развития региона. Это одна из важнейших проблем, которая должна быть решена в самое короткое время». Частью обсуждения стал вопрос о повышении квалификации руководителей высшего звена. Валентина Бучина, руководитель ГБУ ВО «Воронежский региональный ресурсный центр» (ДЭР ВО) рассказала о реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров на территории Воронежской области: « Основные цели и задачи ГБУ ВО «ВРРЦ»: реализация Государственного плана подготовки управленческих кадров (Центр подготовки управленческих кадров ВГУ), содействие реализации инвестиционных и инновационных проектов, поддержка наиболее значимых направлений реформирования региональной экономики с целью повышения ее конкурентоспособности, укрепление экономических связей между российскими и зарубежными организациями. Наша организация строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов; ведет постпрограммную работу с выпускниками президентской программы, организуя: семинары, тренинги, мастер-классы; участвует в международных и межрегиональных проектах. Так, на базе Ресурсного центра при поддержке АНО «Японский центр» (г. Москва) действует «Центр делового партнерства с Японией». Если говорить о приоритетном направлении деятельности на 2013-2015 гг., то это вовлечение в процесс привлечения российских предприятий к проведению стажировок выпускников Президентской программы, обмен специалистами. Этой весной, а именно, с третьего по пятое апреля 2013 года, в Воронеже пройдут отборочные семинары на стажировку в Германии по следующим форматам: « Энергоэффективность» (альтернативные источники энергии, энергосбережение), « Аграрный сектор» (растениеводство, животноводство, лесное хозяйство и др.), « Здравоохранение» (кроме стоматологии и фармацевтической промышленности). Подать заявки на участие в проекте можно, обратившись в офис ГБУ ВО «ВРРЦ»».

Проблему низкой производительности труда и неэффективно организационного управления обозначил Михаил Матвеев, кандидат экономических наук, доцент Воронежского государственного университета. Решение сложившейся ситуации он видит в реинжиниринге бизнес-процессов: «Причин необходимости проектирования и анализа бизнес-процессов множество: выполнение ненужных (не добавляющих ценность) работ; отсутствие стандартизации и унификации бизнес-процессов, нечеткая или неэффективная структура бизнес-процессов; неэффективная архитектура информационных потоков (сбор, анализ, хранение данных), недостаточный уровень автоматизации; избыточное число подразделений и департаментов, дублирование функций, неэффективное взаимодействие между подразделениями; размытие зон ответственности, отсутствие ответственного за бизнес-процесс и его результат в целом; концентрация всех полномочий на высшем уровне иерархии, отсутствие практики делегирования полномочий; система оценки труда не мотивирует сотрудников к снижению затрат и повышению качества, мотивационные показатели подконтрольны мотивируемому. В свою очередь, в ариантов реализации реинжиниринга всего лишь два: п ривлечение консалтинговой компании и обучение собственного персонала».

Формулу современного эффективного менеджера представила Ольга Тарасова, директор образовательных программ Института менеджмента, маркетинга и финансов: «Чтобы быть успешным, надо учиться на протяжении всей жизни, иметь желание совершенствоваться в управленческом мастерстве, быть новатором, постоянно искать новые возможности. Проблему нехватки кадров для инновационной экономики мы видим в оторванности современного бизнес-образования от жизни. Изменить сложившуюся ситуацию возможно. Необходимо изменить ориентированность учебных программ, сделав акцент на конкретных проблемах и практических занятиях; осваивать навыки управления на работе, а не в аудитории; уйти от кейсов, сделав обращение к текущей действительности слушателя; применять полученные знания на практике уже в процессе обучения (принцип: сделай-посмотри); допускать к преподаванию только лиц с опытом руководящей работы. Главным результатом такого подхода должны стать реальные изменения в рабочем контексте слушателя. Менеджер новой формации - это рефлексирующий практик с активной критической вовлеченностью!».

Подводя итоги мероприятия, участники круглого стола признали, что без создания и внедрения инновационных технологий в образовательной среде невозможно решить проблему нехватки специалистов в области разработки наукоемкой продукции предприятий.

Надежда Бредихина


  • Лекция № 13. Теоретическая готовность к педагогической деятельности
  • Лекция № 14. Практическая готовность к педагогической деятельности
  • Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
  • признание ограниченности своих знаний, умений и навыков,

    П использование возможности для расширения своих знаний, умений и навыков, О владение эффективными методами самообучения и развития.

    Анализируя моду, среднее арифметическое и размах вариаций по компетенци­ям коммуникативного и личностного блоков, можно отметить, что значимых различий не наблюдается (табл. 28). Исходя из этого, можно предположить, что эти блоки компетенций не обеспечивают карьерной успешности менеджеров бизнес-органи­заций. Значимые различия выявляются при сравнении уровня развития компетенций мыслительного и организаторского блоков. Анализируя мыслительный блок компе­тенций, следует отметить различие в значениях по «системности мышления». Сред­нее арифметическое и размах вариаций подчеркивают тенденцию и подтверждают плотность группировки значений вокруг 4 баллов у успешных и 3 баллов - у неус­пешных в карьере менеджеров. Эти результаты позволяют утверждать наличие за­висимости карьерной успешности от степени развитости мыслительного блока, и в частности, такой компетентности, как «системность мышления».

    Анализируя блок организаторских компетенций, следует выделить «ориентацию на конкретный результат» и «способность планировать и проектировать» как имею­щие значимые различия по моде и подтверждающие центральную тенденцию ха­рактеристики среднего арифметического и размаха вариаций. Определяя профиль карьерной успешности, можно отметить выраженность таких компетенций, как «системность мышления», «ориентация на конкретный результат» и «способность планировать и проектировать». Соответственно, эти компетенции играют ключевую, определяющую роль в достижении карьерного успеха у менеджеров в бизнес-ор­ганизациях.

    Анализируя подробнее данные, полученные входе исследования, стоит обратить внимание на диаграммы минимальных и максимальных значений по блокам оце­ниваемых компетенций успешных и неуспешных менеджеров (рис. 15, 16).

    На диаграмме на рисунке 15 между успешными и неуспешными менеджерами высшего звена отражены различия в два балла по мыслительному, организатор­скому и коммуникативному блокам компетенций и в один балл - по личностному блоку. На диаграмме на рисунке 16 разброс больше - один балл по мыслитель­ному блоку и три балла - по организаторскому блоку. Максимальные значения по коммуникативному и личностному блокам значимых различий не имеют.

    Для достижения менеджерами карьерной успешности минимальным и достаточ­ным можно считать следующий диапазон сумм баллов по блокам компетенций.

    Мыслительный блок - от 7 до 18 баллов.

    Организаторский блок - от 8 до 1 8 баллов.




    о 3

    СО О

    а\ ь о о

    ?> ол


    Размах вариаций Среднее арифметическое Мода Компетенция
    Неуспеш­ные Успешные в карьере Неуспеш­ные Успешные в карьере Неуспеш­ные Успешные в карьере
    со 2,81 3,54 со *». Системность мышления
    со 3,08 3,35 *». Динамичность мышления
    *^ 2,71 2,95 tv Гибкость и нестандартность мышления
    со со со 4,25 *». Ориентация на конкретный результат деятельности
    со со 3,41 3,81 со ь. Способность планировать и проектировать
    со со 3,33 3,45 К Руководство группой
    со со 2,52 3,20 «к. *. Эффективность взаимодейст­вия с людьми
    со bJ 3,30 3,05 Гибкость в общении
    со со 3,32 3,20 fr. J^ Способность к ведению пере­говоров
    СП со 3,36 3,36 £>. л. Обоснованность и самостоя­тельность в принятии решений
    со со 3,86 3,97 *^ *>- Мотивация к достижению
    «к 3,75 3,78 Готовность к изменениям



    о ■©-

    ■а о


    4.3. Карьера в бизнес-организациях


    Организаторские Коммуникативные Блоки компетенций

    Рис. 15. Минимальные значения по блокам компетенций успешных и неуспешных менеджеров

    1. Существует подтвержденная методами математической статистики связь
    между характеристиками карьерного пути и степенью развитости компетенций
    (мыслительных, организаторских, коммуникативных и личностных) у менеджеров
    высшего звена.

    2. Исходя из того, что минимальное значение моды по большинству компетенций
    у выборки успешных менеджеров - 4 балла, можно утверждать, что это устойчивый
    показатель деловой успешности менеджеров высшего звена Дальневосточного
    региона.


    - неуспешные Ц| ~ успешные

    Мыслительные Организаторские Коммуникативные Личностные Блоки компетенций

    Рис. 16. Максимальные значения по блокам компетенций успешных и неуспешных менеджеров

    Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности

    3. Высокие требования для достижения карьерной успешности предъявляются
    прежде всего к мыслительному и организаторскому блокам компетенций у менед­
    жеров бизнес-организаций, далее в иерархии компетенций стоит личностный блок
    и затем - коммуникативный.

    4. Компетенциями, наиболее характеризующими карьерную успешность ме­
    неджеров высшего звена, можно считать «системность мышления», «ориентацию
    на конкретный результат» и «способность планировать и проектировать». Именно
    они более развиты у успешных в карьерном отношении менеджеров этого уровня.
    Соответственно, можно предположить, что достижение менеджерами высшего
    звена карьерной успешности обеспечивается развитием целого набора навыков.
    Это четкая систематизация и структурирование информации, поиск максимально
    возможного количества вариантов решения конкретных ситуаций и их взаимо­
    увязка при выраженной ориентации на достижение конкретных результатов, по­
    стоянное соотнесение промежуточных результатов с конечной целью и сведение
    к нулю непродуктивной деятельности. Также для достижения карьерной успешно­
    сти менеджерам необходимо развивать навыки планирования, прогнозирования
    возможных исходов ситуации, создания жизнеспособных проектов и распреде­
    ления собственных сил на каждом из отрезков пути, ведущего к достижению
    цели.

    5. При этом для достижения карьерной успешности недостаточно просто иметь
    сравнительно высокие показатели по компетенциям «системность мышления»,
    «ориентация на конкретный результат» и «способность планировать и проектиро­
    вать». Необходимо иметь развитость по всем остальным компетенциям на уровне
    не менее чем 4 балла.

    На основании выявленной в ходе проведенного исследования роли различных компетенций (мыслительных, организационных, коммуникативных, личностных) в карьере руководителей предлагаются следующие рекомендации по развитию ведущих компетенций, обеспечивающих карьерный успех менеджеров бизнес-организаций.

    Для развития компетенции «системность мышления»:

    О тренинг по развитию мышления, включающий в том числе постепенное уве­личение потоков информации, проходящих через менеджера, включение в его деятельность максимального количества единиц информации и их деталь­ную проработку; отработку навыка систематизации и структурирования информации по разным основаниям;

    □ активное участие в деятельности проектных групп, аналитических подразде­
    лений в роли системного аналитика;

    П изучение технологий анализа информации (SWOT, TOTE, SMART) и их при­менение на практике;

    □ тренинг управления временным ресурсом (тайм-менеджмент).


    4.4. Карьера на промышленном предприятии

    Для развития компетенции «ориентация на конкретный результат деятельности»: О четкое определение желаемых результатов деятельности и постоянное соот­несение достигнутого с запланированным в ходе выполнения повседневных рабочих задач («держать цель перед глазами»);

    □ формирование системы мер поощрения и наказания сотрудников за дости­жение или недостижение необходимых результатов;

    О отработка навыка достижения оптимального результата из всех возможных; развитие сверхнормативной активности («делать больше того, что формаль­но положено»);

    Вы когда-нибудь пытались начать жизнь с чистого листа? Ваш ответ скорее всего – да. Вы обещали себе измениться, стать лучше, избавиться от вредных привычек и наконец-то полюбить спорт? Только вот обещанием все и закончилось. В чем же причина? Может, вы просто были не готовы к изменениям всерьез и надолго?

    Братья Хиз, преподаватели Высшей школы Стэнфорда,известные мыслители и авторы бестселлера «Ловушки мышления» всерьез изучили тему изменений и написали об книгу «Сердце перемен». В ней они приводят тест, который поможет определить, готовы ли вы начать новую жизнь.

    Простой тест

    Прочтите следующие четыре предложения и отметьте, согласны вы с ними или нет.

    1. Вы - человек определенного склада, и это почти невозможно изменить.
    2. Неважно, какой вы человек, - всегда можно сильно измениться.
    3. Вы способны действовать по-разному, но это вряд ли по-настоящему изменит ключевые элементы вашего «я».
    4. Если понадобится, вы можете фундаментально изменить свою личность.

    Если вы согласны с первым и третьим пунктом, то вы - человек с «фиксированным складом ума». А если вам ближе второй и четвертый, вы склонны иметь «установку на рост». Если вам близко и первое, и второе, вы запутались.

    Именно склад ума определяет, как легко вы справляетесь с неудачами и насколько настойчиво вы будете пытаться внедрить изменения. Он может даже определить успешность карьеры. Итак, определились с типом склада ума – узнайте, что же вам свойственно.

    Люди с фиксированным мировоззрением

    Люди с фиксированным мировоззрением полагают, что их способности в своей основе статичны: человек считает себя неплохим оратором, средним менеджером и превосходным организатором. Если у вас фиксированное мировоззрение, вы думаете, что эти навыки можно немного улучшить или ухудшить, но в целом они отражают фундаментальное устройство вашей личности. Таким образом, ваше поведение свидетельствует о врожденных способностях, как вкус первого глотка вина отражает содержимое купленной бутылки.

    Человек с фиксированным мировоззрением склонен избегать вызовов, опасаясь, что неудача поставит под сомнение его истинные способности и его начнут считать неудачником (подобно тому как первое впечатление от глотка вина способно заставить отказаться от покупки бутылки). Негативные отзывы таких людей пугают.

    Люди с установкой на рост

    Напротив, люди с установкой на рост считают, что способности - как мускулы, которые накачиваются упорными тренировками: если поднапрячься, можно научиться лучше писать, водить машину или внимательнее слушать супруга.

    Человек с установкой на рост более склонен принимать вызовы, несмотря на риск неудачи. В конце концов, когда вы в спортзале безуспешно пытаетесь взять больший вес и у вас не получается, вы не беспокоитесь о том, что все вокруг начнут высмеивать «прирожденного слабака».

    Такие люди ищут «развивающие» задания на работе и спокойно принимают критику в свой адрес, потому что в итоге такая критика делает нас сильнее. Даже если пока я не так хорош, как другие, размышляет «растущий» человек, в долгосрочной перспективе может повториться история с Ахиллесом и черепахой.

    Кто вы?

    Какой вы человек - фиксированный или растущий? Кэрол Дуэк, профессор психологии Стэнфордского университета, посвятила карьеру изучению этих жизненных установок. Результаты однозначны: если вы хотите полностью реализовать свой потенциал, нужна установка на рост.

    Дуэк исследовала, как установки влияют на результативность спортсменов-олимпийцев, музыкантов-виртуозов и обычных бизнесменов. Она доказывает, что установка на рост делает человека успешнее практически во всем. Люди, растущие над собой, рискующие, принимающие критику и смело смотрящие вперед, не могут не продвигаться по жизни и в карьере.

    Познакомившись с этими концепциями, вы сразу начинаете замечать, что повсюду царит фиксированное мировоззрение. Посмотрите, как большинство родителей хвалит детей: «Ты такой умный!», «Ты так хорошо играешь в баскетбол!» Это топливо для фиксированного мировоззрения. Комплимент с установкой на рост подчеркивает ценность усилия, а не естественного навыка: «Я тобой горжусь - ты так упорно работаешь над проектом!», «Сразу видно, что ты слушал тренера, - сегодня ты гораздо лучше держал локоть при броске».

    Человек с установкой на рост не бросает начатое на полпути и не станет ожидать быстрых успехов в новом деле. Не зря говорится: «Тише едешь, дальше будешь». Придерживайтесь установки на рост, только с ней вы сможете добиться прочных изменений надолго.

    Каким бы ни был бизнес, его успешность определяют ключевые люди, которые в нем задействованы. Конечно, каждый из работодателей надеется собрать ту самую команду профессионалов, которая будет делать их бизнес эффективным, прибыльным и конкурентоспособным. Возможно, многие считают, что личные характеристики, которые мы указываем в резюме , никого не интересуют, но как раз их и оценивают в первую очередь работодатели.

    Чем больше и шире деятельность компании, тем больше требований будут предъявлять к сотрудникам. Обычно подбор кадров в таких компаниях являет собой индивидуальный и тщательно подготовленный процесс. Готовность многих компаний обучать молодых специалистов, конечно, увеличивает шансы тех, кто, возможно, и не обладает необходимыми опытом и знаниями. Но с точки зрения корпоративной культуры и ценностей компании, на вопрос, кого компания хочет видеть в своей команде, ответ будет следующим: при оценке потенциала акцент в первую очередь работодатель будет делать на личные качества будущего сотрудника.

    Естественно все вожделеют найти, так называемых, идеальных кандидатов. Таких, которые хотя бы на 95% будут соответствовать требованиям, предъявляемым компанией. Но все мы с вами прекрасно знаем, что идеальных кандидатов не бывает, и поэтому в основном при подборе делаем акцент на перспективу , то есть возможности работника в будущем, во время адаптации и при определенном обучении.

    Если говорить о качествах, которые хотят видеть работодатели в своих будущих сотрудниках, определенно они будут отличаться, зависимо от потребности конкретного бизнеса, должности, задач и функций - не получится, как говорится, построить всех под одну линейку. Но все же, есть определенные качества, без которых просто никуда, и в любом случае, компания будет обращать на них внимание.

    Попробуем определить самые основные из них.

    Пунктуальность, управление временем

    Организация и правильное распределение своего времени, на работе или в жизни, — важная черта для любого сотрудника. Пунктуальность — это то, что в первую очередь покажет вас с хорошей или плохой стороны. И будьте уверенны, если вы опоздали на собеседование, и не предупредили, что опаздываете, это однозначно снизит ваши шансы получить работу. Какой бы ни была ситуация, если вы понимаете, что не успеваете, постарайтесь предупредить об этом будущего работодателя, сейчас для этого есть много различных средств, и отговорка в стиле - я потерял номер, не пройдет.

    Если вам уже назначена одна встреча, а вам впритык назначают следующую встречу, нужно понимать, что вы можете не успеть, лучше её перенести на другое время или даже на другой день. Планируйте свое время правильно и с запасом, потому что лучше не опаздывать. Ваше умение управлять временем покажет работодателю, насколько оперативно и своевременно вы будете выполнять задачи, будете ли соблюдать сроки, которые вам поставят.

    Лояльность к компании

    Заинтересованность в будущем работодателе — один из решающих факторов. Каждый работодатель надеется на то, что кандидат, который приходит к нему на собеседование, хочет работать именно у него. Не просто потому что ему нужно зарабатывать деньги и работу работать, а потому что он верит и разделяет цели компании, готов предложить свой опыт и знания, или, если кандидат без опыта, готов обучаться и прикладывать все усилия для своего развития на благо компании и для её успешности. Поверьте, это правда. Поэтому, когда вы идёте на собеседование, узнайте больше информации о компании, её целях, миссии, достижениях на рынке.

    Целеустремленность, ориентация на результат

    Умение кандидата достигать поставленных целей — это качество, наверное, важнее всего и на первом месте для большинства работодателей при выборе сотрудников. Для того, чтобы доказать компании, что у вас есть реальный опыт достижения целей, можно привести пример, когда вам это удалось и что вы для этого сделали. Но если у вас ещё нет профессионального опыта, примером могут быть успехи в учебе или история из вашей личной жизни. Это не обязательно должны быть глобальные цели. Наконец, это может быть пример того, что вашей целью является устройство на работу именно в эту компанию, куда вы пришли на встречу. И вы готовы на все чтобы получить эту работу. Также стоит упомянуть о целях на будущее, о том, к чему стремитесь, и как планируете достичь желаемого.

    Коммуникабельность, умение работать в команде

    Как ни крути, а при работе в компании общение играет не последнюю роль. Поэтому уважительное отношение к корпоративной культуре и умение налаживать эффективную коммуникацию с будущими коллегами, клиентами, партнерами, руководителем важно для бизнеса. От того, как вы умеете работать в команде, будет зависеть ваша продуктивность и эффективность рабочего процесса и бизнеса в целом.

    Стрессоустойчивость

    Сложности, с которыми каждый из нас сталкивается на работе, неизбежно приводит к постоянному стрессу. И то, как мы умеем справляться с ним, определяет нашу эффективность. Для того, чтобы проверить уровень вашей стрессоустойчивости, будущий работодатель может использовать стрессовое интервью, и по вашей реакции определить ваши возможности и готовность работать в условиях под давлением. Далеко не всегда это означает, что реально вам нужно будет каждый день справляться на работе со стрессом, но работодатель должен знать, что в подобных ситуациях вы сможете справиться, и вас это не выбьет из колеи.

    Гибкость, готовность к изменениям

    Бизнес должен развиваться, если этого не происходит, то он не сможет быть конкурентоспособным. Развитие требует изменений - в процессах, возможно, в отдельных его направлениях, в человеческих ресурсах и во многом другом. Конечно, работодатель надеется, что сотрудники с пониманием и готовностью будут относиться к подобным изменениям. Поэтому при подборе работников будут оценивать умение работать в условиях постоянных изменений. И это не просто умение подстроиться к новому, а и умение быстро принимать решения, адаптироваться к новым условиям, обучаться новым функциям, участвовать в новых проектах, с пониманием относиться к новым бизнес-процессам, работать в команде с разными департаментами, а возможно, даже изменить частично профессиональную область.

    Быстрая обучаемость

    Приходя на новую работу, так или иначе, нам всё равно необходимо обучение на этапе адаптации, какого бы уровня специалистами мы ни были. Это может быть профессиональное обучение специфике работы на определенной должности не квалифицированных работников, обычно компании предоставляют его бесплатно и длится оно от 2-х недель до одного месяца. Довольно небольшой срок, чтобы усвоить азы той или иной работы, но на этом этапе работодатель и будет оценивать старания и успешность нового сотрудника. Но даже если вы пришли в компанию как готовый специалист, вам необходимо будет обучаться, так как процессы работы построены в каждой компании по-разному. И от того, насколько быстро и качественно вы это сделаете, зависит ваша эффективность и ценность как сотрудника.

    На этапе собеседований компании могут использовать как различные тесты, так и вопросы, чтобы проверить ваши способности к обучению.

    Стремление к развитию

    Если специалист не развивается, его профессиональные возможности падают в цене, и конечно, снижают его результаты в работе. Поэтому стремление развиваться в профессии, повышать уровень квалификации важно, даже если вы считаете, что вы все знаете и умеете. Технологии меняются, и когда бизнес стремиться к достижению новых вершин, профессионалы должны успевать за ним. Поэтому на собеседовании вопрос о том, что вы делаете для того, чтобы развиваться как специалист, обязательно прозвучит.

    Честность и порядочность

    Работодатель ожидает от будущего сотрудника добросовестного отношения к выполняемым обязанностям. Поэтому указанные качества важны не только для тех, кто работает с финансами или материальными ценностями, а для всех категорий сотрудников. Честность важна не только при выполнении своих непосредственных обязанностей, в отношениях с работодателем, но и во взаимодействии с коллегами. Компания может запрашивать рекомендации с предыдущего места работы, от бывшего руководителя или сотрудников, использовать при оценке тесты или проводить исследование на Полиграфе - детекторе лжи.

    Это далеко не весь перечень качеств, важных для работодателя, мы постарались указать наиболее значимые и надеемся, что это поможет вам при поиске работы.

    Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — .