Как называется письмо древних инков. Узелковое письмо. Южноамериканские индейцы: кипу

Узелковое письмо является одной из трех самых древних систем письменной передачи информации. Корректнее всего обозначить его как предметно-письменную систему хранения и передачи данных. Изначально оно применялось для счета и ведения календаря, затем эволюционировало в полноценную форму письменности. Самая развитая система хранения данных с помощью узлов и нитей - узелковое письмо древних перуанцев или инков.

Как называется узелковое письмо? В чем оно заключается?

Узелковое письмо - это древний вид счетной системы. Оно также использовалось для упрощения запоминания большого объема информации, а в некоторых культурах даже переросло в примитивную, но эффективную письменность.

В различных культурах узелковое письмо выглядит и называется по-разному, кроме того, оно может выполнять различные функции. Например, самая развитая система под названием «кипу» принадлежала народам, жившим на территории Анд. Основной культурой, предположительно создавшей кипу, были племена инков. Узелковое письмо индейцев Северной Америки называется «вампум» и имеет несколько иную форму и содержание, чем кипу.

Кроме индейских народов узелковая письменность, как носитель информации, была широко развита в Китае. В Древнем Вавилоне ее использовали для обрядов и других религиозных и мистических целей. Существуют предположения, что узелковое письмо было формой письменности славян, до крещения Руси. Также есть ряд исторических доводов, поддерживающих теорию существования узелкового письма в религиозной системе Индии.

Основные цели узелкового письма

Изначально узелковое письмо древних перуанцев выглядело крайне примитивно и использовалось как система счета и, возможно, как знаковая передача информации. Первые кипу состояли из нескольких нитей с небольшим количеством узлов.

С развитием цивилизации инков усложнилось и кипу. Информация стала различаться по количеству нитей и узелков, размерам и расположению узелков и даже по цветам нитей. По мнению некоторых историков, вся древняя цивилизация инков и соседних народов управлялась с помощью кипу. В них были зашифрованы законы, карты местности, данные о налогах и о военной силе. Также посредством узелкового письма осуществлялось управление страной.

Очень часто узелковое письмо использовалось для ведения календарей. В Китае оно заменяло современные органайзеры и ежедневники. В Вавилоне узлы использовали в различных обрядах и во время колдовства. Во многих культурах во время ритуальных обрядов и песнопений использовались мнемонические четки с различным количеством узлов и бусин, которые помогали жрецам запомнить сложные слова и движения и не запутаться на протяжении церемонии.

Южноамериканские индейцы: кипу

Инки завязывали узлы на шерстяных или хлопчатобумажных нитях. Одна нить была основой кипу и на нее навязывались другие, которые и являлись носителем информации. Узелковое письмо перуанцев (кипу) считается одним из трех самых древних видов человеческой письменности, сразу после древнеегипетской и шумерской. Первое кипу, найденное на территории современного Перу, датируется третьим тысячелетием до нашей эры.

До 1923 года историки считали кипу уникально развитой счетной и календарной системой, однако работа Лесли Локка доказала, что на самом деле это своеобразная и достаточно богатая письменность. К сожалению, нечисловые символы очень трудно расшифровать, и существуют лишь предположения об их значении. Такая трудность связана с теорией о том, что кипу не пытались воспроизводить язык фонетически, а полагались на систему мнемонических и числовых знаков - словно шифр или система кодов.

Если современная наука легко представляет себе использование кипу в качестве бухгалтерских бумаг и календаря, то гораздо сложнее «прочесть» законодательные кипу. Существуют неопровержимые доказательства того, что с помощью кипу осуществлялось административное управление и велись судебные записи - как жалобы, так и приговоры; это в очередной раз доказывает насколько комплексно было узелковое письмо древних инков.

Североамериканские индейцы: вампум

Технику записи и передачи информации, которой пользовались многие североамериканские племена индейцев, сложно назвать узелковым письмом, поскольку вместо узелков она чаще всего использовала бусины. Нанизанные на нитки бусины - вампумы - являлись не только носителями информации, но могли использоваться в качестве валютных единиц.

Существуют сохранившиеся договоренности между индейскими племенами ирокезов и делаваров, и даже договор между делаварами и квакерами, записанные на вампум. Еще одной исторической ценностью вампумов для североамериканских племен было то, что на них записывались основные события истории племени, и старейшины делились ими с молодыми соплеменниками. Достоверно известно, что не все ирокезы и индейцы из соседних племен могли читать и составлять вампумы - это было прерогативой вождей и старейшин.

Мезоамерика

Основной древней культурой Мексики была цивилизация майя, которая, по основным историческим данным, была слишком развита для того, чтобы использовать узелковое письмо. Майя создали полноценную фонетическую словесно-слоговую письменность. Однако самые ранние кодексы и первые записи датируются третьим веком до н. э., в то время как первые узелковые записи кипу старше почти на три тысячи лет.

Существует теория о существовании докодексовых узелковых записей, которую впервые озвучил Луи Боден в 1928 году, она предполгает, что до создания более развитой письменности и системы исчисления племена майя использовали узлы и нити. Кроме индейцев майя, на среднеамериканском континенте существовал ряд других, менее развитых культур, которые использовали узелковое письмо в различных целях (в повседневной жизни и в обрядово-религиозной системе).

Китай

Существование в Древнем Китае узелковой письменности однозначно не доказано - не сохранилось ни одного экземпляра или достойного описания китайской системы узелкового письма. Прообраз китайской иероглифической письменности появился достаточно рано, в государстве Шан-Инь, которое является первой ступенью в историческом развитии Китая. В результате раннего становления развитой письменности узелковое письмо кануло в Лету и не использовалось ни в одной сфере жизни китайского народа.

Единственные доказательства его существования - упоминания в летописях и учениях Лао-цзы. Из этих скудных данных можно заключить лишь то, что узелковое письмо было и чаще всего использовалось в качестве современного органайзера - на веревке завязывались узлы, обозначающие дни и дела, которые человек должен выполнить - чем больше узел, тем важнее дело.

У других народов

Исторически доказано существование узелковой системы передачи информации в Микронезии, где узлы особенно часто использовались в создании карт. В Вавилоне узлы использовались в колдовских ритуалах, похожую цель выполняли славянские «наузы» — узлы, вязавшиеся на оружие с целью укрепить его и ослабить вражеское.

Идея существования узелкового письма у славян никем не доказана и подтверждена лишь косвенно, в то время как доказательства ее использования в Индии существуют по сей день. В тантризме ритуал посвящения состоит из навязывания узлов на три нити разного цвета, каждая нить и каждый отдельный узел (а всего их 27) имеют собственную символику.

Хранение информации с помощью нитей и узлов упоминается в финском и эстонском народном творчестве. В некоторых скандинавских сказаниях и мифах нить играет роль носителя не только информации, но и человеческих судеб.

Славяне

Фольклорные, лингвистические и другие косвенные доказательства послужили основой возникновения теории о существовании узелкового письма у славян и их предков. Сторонники этой теории приводят в качестве доказательств устойчивые выражения: «узелок на память», «нить повествования» или «путать смысл», а также сказочный клубок-путеводитель Бабы-Яги.

Кроме этого, существуют различные археологические находки с изображением сложных фигурных узлов. По мнению А. Барашкова, автора статьи «Узелковое письмо древних славян» 1992 года, доказательством развитой узелковой письменности являются и изображения, украшающие первые славянские рукописи - сложные сплетения нитей и прутьев, образующие разные и часто повторяющиеся узлы и фигуры. Барашков полагает, что каждому из этих узлов соответствовало свое значение.

Финны

Существование узелкового письма у финнов и карелов подтверждается несколькими отрывками из «Калевалы», рассказывающими о том, как сказание или песнь берутся из размотанного клубка, или наоборот - песни, напетые природой, плетутся сказителем в клубок и хранятся в медном ларце. Образы из финского эпоса чрезвычайно схожи со славянскими фольклорными картинами и некоторыми устойчивыми выражениями, вроде «наврать с три короба» или «что сказал, то на нить нанизал».

Несмотря на примитивность узелкового письма, оно нашло свое применение во многих культурах, никак не связанных между собой, и это может говорить лишь об универсальности и удобстве метода как для счетной, так и для мнемонической и даже языковой системы.

На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу: Археолог Корнельского университета Роберт Асчер считает, что около 20% из них не являются числовыми. Еще в 1981 г. он высказывал предположение, что кипу - это особая форма письменности.

На фотографии вы видите кипу - древнюю счетную систему инков, которая представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки из шерсти альпаки или ламы или из хлопка (на языке кечуа khipu означает «узел», «завязывать узлы», «счет»). В одном кипу может быть от нескольких до 2500 нитей разных цветов и размеров.


Способ записи на кипу. Узлы в верхней трети означают сотни, в средней - десятки, в нижней - единицы. А - шнур-основа, B1–В3 - отдельные подвески, используемые для записи. Рисунок из книги чешского этнографа Милослава Стингла «Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца»

Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э., а первое письменное упоминание о кипу относится к 1533 году (эту систему счета описал в своем письме испанский конкистадор Эрнандо Писарро).

Кипу было широко распространено в Империи инков. По словам испанского хрониста Хосе де Акоста, «вся империя управлялась посредством кипу». При помощи кипу учитывали, например, число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, записывали налоги; кипу использовались даже в качестве календаря.

Инки разработали целую систему считывания информации. Главный шнур кипу был началом повествования. К нему наискось прикреплялись более тонкие нити, которые и использовались для записи данных. Положение узелка на шнуре показывало цифровой порядок (десятки, сотни, тысячи), а количество узлов определяло простые числа. Но, чтобы прочитать узелковое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый - серебро, желтый - золото. Все сведения фиксировали специально подготовленные чиновники - кипукамайоки - и передавали их в центр, то есть в Куско.

Рекламное видео:

«Узелковые письма» доставлялись профессиональными курьерами - бегунами часки - по системе имперских инкских дорог. Удобство при транспортировке - это важное преимущество кипу, ведь послания доставляли иной раз за сотни километров, и пергамент или листья деревьев, которые служили для инков бумагой, для этого плохо подходили. Кипу же можно было смять и поместить в мешочек.

До нас дошли многие экземпляры кипу инков, различных размеров и назначения. Существует даже специальная база данных кипу (см. Khipu database project). Однако эти «письма» важно не только расшифровать, но и их сохранить. Кипу сделаны из натуральных волокон, поэтому они нуждаются в особой температуре, влажности и защите от выцветания. Хранят кипу на горизонтальных панелях, покрытых нейтральной по кислотности бумагой. Шнуры обрабатывают специальными щетками и оберегают от насекомых.

Николай Николаевич Непомнящий

Благодаря тканям с причудливыми узорами и впечатляющей архитектуре, империю инков ставят в один ряд с самыми великими мировыми цивилизациями. Тем не менее древние индейцы явно не преуспели с письменностью. Для передачи информации они пользовались загадочным приспособлением, называемым кипу , что на языке племени кечуа значит "узел", или проще - узелковое письмо. "Послания" состояли из шерстяных или хлопчатобумажных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. При этом узелки завязывались по вертикали относительно одной, горизонтальной веревки.

Вполне возможно, что кипу использовались довольно широко, однако немногочисленные сохранившиеся экземпляры это не подтверждают. Некоторые эксперты полагали, что узелковое письмо было предназначено для сохранения исторически важной информации и последующей ее передачи следующим поколениям.

Новые исследования показали, что кипу использовались как... документы в сложной бухгалтерской, если можно ее так назвать применительно к инкам, системе древних индейцев. Узелковое письмо позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое другое.

"Письмена достаточно сложные, в них содержится огромное количества информации, - рассказал Гэри Уртон, профессор Гарвардского университета в Кембридже (штат Массачусетс), изучающий письменность древних индейцев. - Они так красиво структурированы, напоминают орнамент. Сложно было предположить, что в них, помимо чисел, описана иерархическая организация разных органов власти цивилизации инков".

Уртон и его коллега Кэрри Брезайн проанализировали 21 кипу, обнаруженных в свое время в погребальной урне, спрятанной под полом одного из дворцов инка Пуручуко на территории современного Перу.

Уртон рассказал, что исследованные кипу представляют собой трехъярусную иерархию и показывают, как собирались и передавались между разными уровнями власти внутри административной системы инков данные переписи населения и сбора дани. Кипу демонстрируют контакт между владельцем письма и местными рабочими на самых низких уровнях иерархии. В то же время самый высший уровень письма представляет связь между дворцом Пуручуко и центральной властью.

"Что мы можем явно продемонстрировать, так это то, как информация с верха кипу, содержащая самые сгруппированные данные, переходит в местные дворцы в виде команд организовать деятельность на местном уровне, – рассказал Уртон. - Затем эти сведения распределялись по средним уровням и нижним слоям кипу."

В своей книге "Знаки инка" Уртон писал, что кипу, возможно, самая ранняя форма письменности. Вместо графических знаков, узелковое письмо использовалось как вид трехмерного бинарного кода, похожего на современный язык компьютеров.

Существует также тип кипу, который был не столько статистическим, сколько поэтическим, поскольку представлял поэмы, песни, истории, генеалогию. Однако ни одно из таких писем не расшифровано, а любую из существующих интерпретаций очень сложно доказать. Хотя исследователи знают, что существует связь между системой написанных чисел, системой имен и другой информацией, они до сих пор не могут показать это наглядно.

"Мы можем прочитать узелки, содержащие численное значение 256, но мы не знаем точно, что значит это число, - объяснил Уртон. - Я не говорю, что кипу может быть прочитано как фонетическое письмо, но я верю, что в них заключено много информации с помощью цвета, направления узелков и шнурков. Они могут быть приведены в какую-то систему, с помощью которой можно будет расшифровывать узелковые письма. Нам предстоит выяснить, 256 – это число рабочих, или число рабочих дней"

Хотя империя инков существовала всего одно столетие, она была очень интенсивной по развитию, пока не была разрушена испанскими цивилизации. Ранние версии приспособлений для передачи информации использовались пре-инками за 500 лет до вторжения испанцев. Испанские конкистадоры уничтожили много образцов узелкового письма. Всего сохранилось только около 700 кипу, и почти все они изъяты .

Индейцы использовали три типа узелков, каждый из которых обозначал какое-либо число. Исследователи обнаружили, что 7 из 21 кипу обладают трехмерной организацией, обозначающей уровни иерархии империи. Значения групп кипу на нижнем уровне добавлялись на шнурках кипу на следующем высшем уровне. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счётов, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. По предположениям ученых, бурый цвет мог символизировать картофель, жёлтый - золото, красный - воинов. Расшифровывали информацию специальные толкователи. Главным среди них был "личный секретарь" правителя индейцев Великого Инки. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были поражены той быстротой и точностью, с которой им выдавались самые разные сведения. Взяв в руки кипу, толкователь сразу же начинал "читать" по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за его взглядом и движениями рук.

"До сих пор все исследования опирались на единичные экземпляры, - рассказал Уртон. – Сейчас мы действительно видим связь информации между всеми кипу, где, например, сумма чисел одного письма "записана" на другом. Эти добавления вставлялись в узелки и шнурки кипу".


На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу: Археолог Корнельского университета Роберт Асчер считает, что около 20% из них не являются числовыми. Еще в 1981 г. он высказывал предположение, что кипу — это особая форма письменности.

На фотографии вы видите кипу — древнюю счетную систему инков, которая представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки из шерсти альпаки или ламы или из хлопка (на языке кечуа khipu означает «узел», «завязывать узлы», «счет»). В одном кипу может быть от нескольких до 2500 нитей разных цветов и размеров.

Способ записи на кипу. Узлы в верхней трети означают сотни, в средней — десятки, в нижней — единицы. А — шнур-основа, B1-В3 — отдельные подвески, используемые для записи. Рисунок из книги чешского этнографа Милослава Стингла «Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца»
Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э., а первое письменное упоминание о кипу относится к 1533 году (эту систему счета описал в своем письме испанский конкистадор Эрнандо Писарро).
Кипу было широко распространено в Империи инков. По словам испанского хрониста Хосе де Акоста, «вся империя управлялась посредством кипу». При помощи кипу учитывали, например, число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, записывали налоги; кипу использовались даже в качестве календаря.
Инки разработали целую систему считывания информации. Главный шнур кипу был началом повествования. К нему наискось прикреплялись более тонкие нити, которые и использовались для записи данных. Положение узелка на шнуре показывало цифровой порядок (десятки, сотни, тысячи), а количество узлов определяло простые числа. Но, чтобы прочитать узелковое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый — серебро, желтый — золото. Все сведения фиксировали специально подготовленные чиновники — кипукамайоки — и передавали их в центр, то есть в Куско.

«Узелковые письма» доставлялись профессиональными курьерами — бегунами часки — по системе имперских инкских дорог. Удобство при транспортировке — это важное преимущество кипу, ведь послания доставляли иной раз за сотни километров, и пергамент или листья деревьев, которые служили для инков бумагой, для этого плохо подходили. Кипу же можно было смять и поместить в мешочек.
До нас дошли многие экземпляры кипу инков, различных размеров и назначения. Существует даже специальная база данных кипу (см. Khipu database project). Однако эти «письма» важно не только расшифровать, но и их сохранить. Кипу сделаны из натуральных волокон, поэтому они нуждаются в особой температуре, влажности и защите от выцветания. Хранят кипу на горизонтальных панелях, покрытых нейтральной по кислотности бумагой. Шнуры обрабатывают специальными щетками и оберегают от насекомых.
Николай Николаевич Непомнящий

Веревки, узелки, камешки, деревяшки, растения и другие средства коммуникации, с помощью которых инки плели важные статистические, исторические и юридические тексты и которые не смогли победить даже конкистадоры

Подготовила Юлия Богатко

Инка и его главный бухгалтер — кипукамайок. Рисунок из хроники Мартина де Муруа. 1590 год Museo Chileno de Arte Precolombino

Кипу (от слова quipu, означающего на языке кечуа «узел») — так называемое узелковое письмо, мнемоническая и счетная система, которая использовалась еще в доинкских цивилизациях с III тысячелетия до нашей эры. Впрочем, такая ранняя находка единична — следующая датируется уже VII веком нашей эры. Кипу существовали до 1725 года, однако к этому времени искусство их чтения было уже фактически утрачено.

Главным образом эта система была нужна для сбора и хранения информации, относящейся к разного рода учету, — чиновники, совершая поездки по провинциям, подсчитывали и записывали с помощью кипу собранные налоги, количество урожая, населения, скота, объем ремесленного производства. В кипу могли храниться данные о количестве человек, живших в каком-то селении или царстве, о половозрастном составе населения, его здоровье, семейном положении, умерших и рекрутах.

Кипу представляют собой своего рода макраме — на основной горизонтальный шнур из хлопка или шерсти привязаны более тонкие нити, сплетенные из волокон различных цветов. На каждой из нитей находится несколько узелков, различающихся техникой плетения. Кроме того, к каждой из нитей могла быть привязана еще нить — и так могло повторяться многократно. Информационно значимым было количество нитей (их число в некоторых кипу доходило до двух тысяч), их цвета, длина, число узелков на каждой, способ их плетения, а также различные элементы, которые в нити вплетали, — ракушки или части растений.


Различные формы узлов и плетения нитей. Рисунки Джулии Мейерсон Julia Meyerson

В настоящее время понятно значение только самых простых элементов кипу. Более того — вся находящаяся в нашем распоряжении информация почерпнута из колониальных текстов, у нас нет ни одного примера интерпретации конкретного дошедшего до нас кипу, сделаннойего современниками. Поэтому все, что описано ниже, представляет собой попытку интерпретации
и может содержать ошибки.

Числовые данные передавались количеством и способом вязки узлов. Известно, что численная система была десятичной. Считается, что при помощи таких «цифр» кодировались отдельные поселения.

Отдельные кипу могли содержать нити разных цветов. Существуют предположения относительно символических значений двадцати четырех из них. Так, черный мог означать временную шкалу или болезнь, красный — войну и потери на войне, желтый — золото (как единицу измерения) или кукурузу (как объем урожая); белый — серебро или мир, палевый обозначал отсутствие чего-то, беспорядок или варварство.

Значение также имели длина подвешенных нитей и положение сделанных на них узелков: чем выше и чем левее — тем выше значение или качество описываемого явления. Кроме того, в несущую нить мог вставляться кусочек дерева или камня — возможно, это также служило для пояснения смысла.


Археологи Перси Дауэрсберг и Джуниус Берд с одним из крупнейших кипу, найденным в секторе Мольепампа, длиной около трех метров, с полутора тысячами нитей Museo Chileno de Arte Precolombino

В той или иной степени кипу могли владеть довольно широкие слои населения, однако на государственном уровне учет и исчисление по кипу вели специалисты — кипукамайоки, и, по отзывам хронистов, вели так хорошо, что от них ничего нельзя было утаить. Кипукамайоки работали в домах-архивах, существовавших в каждом селении, создавая новые кипу с актуальными статистическими данными.

В первые годы завоевания Перу испанские чиновники вслед за местным населением использовали кипу. Но впоследствии стало понятно, что полностью разобраться в этой сложной системе трудно, следить за информацией неудобно, а кипукамайоки в своих отчетах нередко дают ложные сведения, вредящие испанцам. К тому же конкистадоры считали, что кипу имели отношение к религии инков, а значит, могли быть причислены к идолопоклонству.

В 1583 году III Лимский собор постановил сжечь все кипу как опасный магический инструмент. Однако и после этого кипу продолжали существовать. Еще одну попытку их уничтожения предпринял миссионер-иезуит Пабло Хосе де Арриага.

В настоящее время известно более 800 кипу. Почти три сотни из них хранятся в Этнографическом музее Берлина.